Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 84
(Приказ № 154-о от «01» сентября 2022г.)
Рабочая программа учебного предмета
«Математика и конструирование»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета математика и конструирование разработана на уровень начального общего образования, для
обучающихся 1 -4 классов
МБОУ СОШ №84.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить
анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки
рассуждений, усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий
необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач
во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- дифференцированное математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к активной умственной деятельности.
Рабочая программа составлена для 1-4 классов на основе авторской программы С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина «Математика и конструирование».
Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа, во 2-4 –ом классах на 34 часа.
Цель программы «Математика и конструирование»:
• Обеспечение высокого уровня математической грамотности учащихся;
• Развитие трудовых умений и навыков (ознакомление с основами конструкторско-практической деятельности);
• Развитие умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений;
• Формирование способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду;
• Развитие элементов логического и конструкторского мышления, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основные задачи:
• Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного
воображения детей;
• Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
• Овладение учащимися различными способами моделирования, развития элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более
разнообразной практической деятельности младших школьников.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но
эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и
прикладного потенциала ее теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которое носит
ярко выраженный практический характер. Цель определяется как расширение и уточнение геометрических представлений и знаний учащихся. Для
достижения поставленных целей изучения математики и конструирования необходимо решение следующих практических задач: - формирование у
детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, - развитие умений выполнять и читать чертежи, создавать модели
различных объектов на основе изученного геометрического материала, - формирование элементов конструкторского мышления учащихся.
Материал курса «Математика и конструирование» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
• геометрическая составляющая;
• конструирование.
2
Большое значение в данном курсе придается развитию индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в
обучении. Изучение курса «Математика и конструирование» создает прочную основу для дальнейшего обучения математике. Для этого важно не
только вооружать учащихся предусмотренным программой курса кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уро вень их
общего и математического развития.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего
образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания,
лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты:
самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и
сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно
делает выбор, какой поступок совершить.
Коммуникативные результаты:
доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
слушает и понимает речь других;
выразительно читает и пересказывает текст;
совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им;
учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные результаты:
ориентируются в своей системе знаний: понимает, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
делают предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывают новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывают новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывают полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.
Регулятивные результаты:
определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
научатся планировать учебную деятельность;
высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работают по предложенному плану, используют необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Предметные результаты:
узнают основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины
многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная
окружность;
узнают свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
используют правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
научатся чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
Метапредметные:
смогут использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений;
изготавливать модели изучаемых геометрических фигур, распознавать фигуры среди предметов в окружающем мире;
овладеют практическими навыками работы с основными геометрическими и чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем).
Форма оценивания: зачет/незачет
Формы и методы работы: интегрированные занятия с элементами технологии, занятие-игра, самостоятельная работа.
Для достижения планируемых результатов по курсу используются учебные пособия:
1.Учебное пособие:
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал: http://www.gramota.ru
3. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
4. Наглядные пособия.
3. Технические средства обучения:
1. интерактивная доска (экран)
2. проектор.
3. компьютер.
4. колонки
4. Учебно-практическое оборудование: Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схемы.