Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 84
(Приказ № 154-о от «01» сентября 2022г.)
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебной дисциплине "Окружающий мир" разработана на уровень начального общего образования для обучающихся 1- 4
классов МБОУ СОШ №84.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. Основу начального курса составляют представления о тесных связях между познанием
природы и социальной жизни, осознание необходимости выполнения правил поведения. Особое значение изучения этой образовательной области
состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную
сущность.
Цель изучения курса «Окружающий мир» при получении начального общего образования – формирование целостной картины мира и осознание
места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально – целостного осмысления ребенком личного опыта общения
с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
Задачи курса:
-систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
-формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
-знакомство с методами изучения окружающего мира; (наблюдения, эксперимент, моделирование, и измерение и др.)
-социализация ребёнка;
-развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.)
-воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности)
-формирование самостоятельной познавательной деятельности;
-развитие мышления, воображения и творческих способностей;
-формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации её систематизации и
др.);
-формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи;
классифицировать, устанавливать взаимосвязи, и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
-формирование работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
-формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия
пробелов в знаниях и умениях);
-формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний
о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно- следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей- умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного и приро докультуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и
тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и
физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному, эмоционально-ценностному достижению окружающего мира. Данный
курс создаст прочный фундамент для изучения значительной части предметов для получения следующего уровня образования и для дальнейшего
развития личности.
Для реализации данной программы используется весь набор методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные (рассказ,
учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, игровые, методы
работы под руководством учителя и самостоятельной работы. А также применяется широкий спектр образовательных педагогических технологий,
которые интегрируются с ИКТ: проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения и оценки образовательных успехов учащихся,
проектная технология.
Программа предполагает использование на уроках истории следующих форм организации образовательного процесса: фронтальная,
индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Для оценивания результатов образовательной деятельности будет применяться пятибалльная система оценивания. На изучение курса
«Окружающий мир» в начальной школе выделяется 276 часов, из них в 1 классе 66 ч в неделю (2 ч. в неделю, 33учебные недели), во 2 - 4 классах по 70
ч (2ч в неделю, 35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы:
личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной
предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов
научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам др людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире
природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы и их содержание
1 класс
№
Название
темы
1
Задавайте
вопросы
2
Человек и
природа
КолСодержание
во
часов
1
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся
задавать вопросы об окружающем мире. Наша
школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство
с дорогой от дома до школы и правилами
безопасности в пути.
20
Наша Родина — Россия. Природа, города,
народы России (на примерах по выбору
учителя). Знакомство с государственными
символами России: флагом, гербом, гимном.
Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель
Земли. Суша и вода на Земле. Изображение
нашей страны на глобусе. Что можно увидеть
на небе днем и ночью. Солнце, его форма.
Облака, их состав. Красота и причудливость
облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая
Медведица. Что можно увидеть под ногами.
Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет)
и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе.
Знакомство с отдельными представителями
комнатных растений и растений цветника (по
выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев
своей местности по листьям. Летняя и осенняя
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
сравнивать учебник и рабочую тетрадь;
осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы
о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать,
обобщать полученную информацию.
Обучающиеся научатся:
работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся
знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;
сравнивать лица и национальные костюмы разных народов;
рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках;
обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в
единую семью;
с помощью взрослых фотографировать наиболее значимые
достопримечательности своей малой родины; находить в семейном
фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов
своей семьи об истории своей малой родины;
наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о
нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш
Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями,
Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);
группировать объекты неживой природы (камешки) по разным
признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам
атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк;
окраска листьев. Сосна и ель, их различение по
общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок,
плод с семенами. Знакомство с разнообразием
плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери.
Знакомство с разнообразием животных, их
внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и
назначение предметов домашнего обихода.
Компьютер, его части и назначение. Обучение
безопасному
обращению
с
вещами,
компьютером, домашними животными.
Важнейшие
дорожные
знаки,
сигналы
светофора, правила перехода улицы.
Практические
работы:
знакомство
с
разнообразием
камней;
знакомство
с
комнатными
растениями
и
растениями
цветника, их распознавание с помощью атласаопределителя; знакомство с лиственными
деревьями
ближайшего
природного
окружения, их распознавание по листьям;
сравнительное исследование сосны и ели (по
общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство
с компьютером, простейшие приемы работы с
ним; знакомство с глобусом.
находить у растений их части, показывать и называть; различать
цветки и соцветия;
наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по
рисункам;
различать
изученные
растения;
использовать
представленную информацию для получения новых знаний о
родине комнатных растений, приводить примеры комнатных
растений;
наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по
рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника,
рассказывать о любимом цветке;
наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и
фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным
признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с
помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать
дерево по плану;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них
информацию о строении насекомых, сравнивать части тела
различных насекомых; приводить примеры насекомых;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную
информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью
монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке,
описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских
рыб с помощью атласа-определителя;
узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласаопределителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану;
узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласаопределителя;
характеризовать назначение бытовых предметов; находить на
рисунке предметы определённых групп; группировать предметы
домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп;
определять составные части компьютера; характеризовать
назначение частей компьютера; сравнивать стационарный
компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с
компьютером;
выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать
3
Человек и
общество
12
Река и море. Куда текут реки. Пресная и
соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения. Роль
электричества в быту. Откуда в наш дом
приходит электричество. Правила безопасного
обращения с электроприборами. Изучение
свойств снега и льда. Откуда берутся снег и
лед. Как живут растения и животные.
Знакомство с признаками живого и условиями,
необходимыми
для
жизни организмов.
Простейшие правила ухода за комнатными
растениями,
кошкой,
собакой.
Птицы,
прилетающие к кормушке. Забота о птицах
зимой. Как путешествует письмо. Откуда
берутся хорошо известные детям продукты
питания, например шоколад, изюм, мед и др.
(по усмотрению учителя). Откуда берутся
бытовой мусор и вещества, загрязняющие
окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей
электрической цепи; изучение свойств снега и
льда; отработка простейших приемов ухода за
комнатными
растениями;
изготовление
простейшей кормушки для птиц.
правила перехода улицы; моделировать устройство светофора;
оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и
поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку
учебника;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения
Земли; моделировать форму Земли.
Обучающиеся научатся:
прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать
необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления
загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке;
отличать электроприборы от других бытовых предметов, не
использующих электричество; анализировать схему выработки
электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать
необходимость экономии электроэнергии;
применять знание правил безопасности при обращении с
электричеством и электроприборами;
наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из
разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений,
рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые
отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;
прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;
сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду;
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с
инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму
снежинок и отображать её в рисунках;
наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих
наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни
растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для
жизни растений;
наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих
наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка;
наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по
рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма
для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать
подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц;
4
Где и когда?
11
Представление
о
времени.
Настоящее,
прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные
и
жаркие
районы
Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как
ученые узнали об этом. Представление о
далеком прошлом Земли. Динозавры —
удивительные животные прошлого. Как
ученые изучают динозавров. Одежда людей в
прошлом и теперь. История велосипеда, его
устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила
безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать.
Каким может быть окружающий мир в
будущем. Зависит ли это от тебя
определять с помощью рисунков учебника источники
возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать
важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном
окружении; необходимость раздельного сбора мусора;
исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;
обсуждать
источники
появления
загрязнений
в
снеге;
формулировать предложения по защите окружающей среды от
загрязнений.
Обучающиеся научатся:
анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое,
настоящее и будущее; отображать с помощью карточек
последовательность дней недели, называть дни недели в правильной
последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый
день недели и объяснять, почему именно он является любимым;
анализировать схему смены времён года и месяцев; называть
времена года в правильной последовательности, соотносить времена
года и месяцы; характеризовать природные явления в разные
времена года; находить несоответствия в природных явлениях на
рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и
фиксировать их в тетради;
находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду,
характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации
учебника, извлекать из них информацию о животном мире
холодных районов; приводить примеры животных холодных
районов; устанавливать связь между строением, образом жизни
животных и природными условиями;
различать зимующих и перелётных птиц; группировать
(классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах
зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в
тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц;
прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю
появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по
рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды
других народов; различать типы одежды в зависимости от её
назначения, подбирать одежду для разных случаев;
сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из
учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять
самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть
5
Почему и
зачем?
22
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма
и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна —
естественный спутник Земли. Почему на Луне
не живут люди. Почему идет дождь и дует
ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений,
животных, человека. Звуки окружающего
мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных,
например медуница, недотрога, жук-носорог и
др. (по усмотрению учителя). Что эти названия
рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу
нужно соблюдать тишину. Почему не нужно
рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие
овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи
и фрукты перед едой надо мыть. Почему
нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы
спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем
нужны
автомобили.
Устройство
автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь.
Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро,
пригородные
поезда,
поезда
дальнего
следования.
Назначение
самолетов.
Устройство самолета. Самолеты в прошлом и
теперь. Назначение судов. Устройство судна.
Спасательные средства на корабле. Зачем
летают в космос. Искусственные спутники
Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно
относиться к окружающему миру, к своей
правила безопасной езды на велосипеде;
сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по
фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о
профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие
профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки
учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от
наших поступков.
Обучающиеся научатся:
сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и
Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры
некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения
нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить
на нём созвездие Льва;
анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения
её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах
изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму
Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении
Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны,
фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;
наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку
учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из
списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять
причины возникновения дождя и ветра;
анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки
окружающего мира; исследовать возникновение и распространение
звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать
предположения о причине возникновения эха;
называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных
полосок;
знание последовательности цветов радуги;
описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);
обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по
рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с
предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;
определять цветы и бабочек с помощью атласа- определителя;
рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки
других людей и свои собственные по отношению к природе,
планете. 22 апреля — День Земли. формулировать правила поведения в природе; устанавливать
Практическая работа: простейшие правила взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;
гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
определять лесных обитателей по звукам, которые они издают;
объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё
поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения
рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила
поведения в природе;
делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать
правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе
наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных,
которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные
страницы»; определять по рисункам профессии людей и
рассказывать об их работе;
различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их;
находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с
заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности
организма;
знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов;
различать средства связи и средства массовой информации;
рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах
телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора,
газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать
ситуации вызова экстренной помощи по телефону;
классифицировать автомобили и объяснять их назначение;
работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством
автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать
сказочную историю по рисунку;
классифицировать поезда в зависимости от их назначения;
работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги,
осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника
для выполнения задания;
классифицировать корабли в зависимости от их назначения;
рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;
классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;
рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;
обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих
уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности
в транспорте. Называть правила безопасности в автомобиле, поезде
и на железной дороге;
перечислять правила безопасности и спасательные средства на
корабле и в самолёте;
рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на
иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам
учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в
ролевой игре «Полёт в космос».
№
Название
темы
1
Где мы живем?
2
Природа
2 класс
КолСодержание
во
часов
4
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета —
Земля, страна — Россия, название нашего
города (села), что мы называем родным краем
(район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн
России. Что нас окружает. Солнце, воздух,
вода, растения, животные — все это
окружающая нас природа. Разнообразные
вещи, машины, дома — это то, что сделано и
построено руками людей. Наше отношение к
окружающему.
20
Неживая и живая природа, связь между ними.
Солнце — источник тепла и света для всего
живого. Явления природы. Температура и
термометр. Что такое погода. Звездное небо.
Созвездия:
Кассиопея,
Орион,
Лебедь.
Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его
состав. Как люди используют богатства
земных кладовых. Воздух и вода, их значение
для
растений,
животных,
человека.
Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и
воды от загрязнения. Какие бывают растения:
деревья, кустарники, травы; их существенные
признаки. Дикорастущие и культурные
растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы,
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
различать государственные символы России от символов других
стран;
различать национальные языки;
объяснять особенности городских и сельских поселений;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира.
Обучающиеся научатся:
различать объекты живой и неживой природы;
узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять
температуру воздуха, тела человека;
наблюдать и описывать состояние погоды; записывать
температуру воздуха; выбирать одежду по погоде;
осознавать необходимость бережного отношения к природе;
рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой
природе; показывать связь между ними;
различать изученные созвездия; узнают несколько новых
созвездий;
различать составные части гранита, а также горные породы и
минералы;
рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды;
делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих
групп;
3
Жизнь города и
села
10
птицы, звери; их существенные признаки.
Дикие и домашние животные. Животные
живого уголка. Кошки и собаки различных
пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние
явления.
Экологические
связи
между
растениями и животными: растения — пища и
укрытие для животных; животные —
распространители плодов и семян растений
(изучается
по
усмотрению
учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и
животных (сбор букетов, обламывание ветвей,
вырубка лесов, вылов красивых насекомых,
неумеренная охота и рыбная ловля, разорение
птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана
растений и животных своего края. Правила
поведения в природе. Красная книга России:
знакомство с отдельными растениями и
животными и мерами их охраны. Экскурсия:
наблюдение осенних изменений в природе.
Практические
работы:
знакомство
с
устройством
термометра,
измерение
температуры воздуха, воды, тела человека;
знакомство
с
горными
породами
и
минералами;
распознавание
деревьев,
кустарников
и
трав;
знакомство
с
представителями дикорастущих и культурных
растений; отработка приемов ухода за
комнатными растениями и животными живого
уголка.
Город (село), где мы живем: основные
особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение
чистоты и порядка на лестничной площадке, в
подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что
такое экономика. Промышленность, сельское
хозяйство, строительство, транспорт, торговля
—
составные
части
экономики,
их
находить связи в природе, между природой и человеком;
изображать полученные связи с помощью моделей;
сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
различать диких и домашних животных; рассказывать о значении
домашних животных для человека;
узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за
комнатными растениями;
определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из
них;
приводить примеры разных пород кошек и собак; различать
изученные породы;
выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать
выводы;
делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки
этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.
Обучающиеся научатся:
объяснять, что такое экономика, и называть её составные части;
классифицировать предметы по характеру материала; бережно
относиться к вещам;
выявлять особенности возведения городского и сельского домов;
классифицировать транспортные средства; запомнят номера
телефонов экстренных служб;
различать учреждения культуры и образования и проводить
4
Здоровье и
безопасность
9
взаимосвязь.
Деньги.
Первоначальные
представления
об
отдельных
производственных процессах, например от
глиняного карьера до керамических изделий,
от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.
д. по усмотрению учителя). Промышленные
предприятия своего города (изучается по
усмотрению учителя). Строительство в городе
(селе). Какой бывает транспорт: наземный,
водный,
воздушный,
подземный;
пассажирский,
грузовой,
специальный.
Пассажирский транспорт города. Магазины
города, села (изучается по усмотрению
учителя). Культура и образование в нашем
крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по
выбору учителя). Профессии людей, занятых
на производстве. Труд писателя, ученого,
артиста, учителя, других деятелей культуры и
образования (по
усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние
явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в
природе;
знакомство
с
достопримечательностями родного города
(села).
Строение тела человека. Здоровье человека —
его важнейшее богатство. Режим дня. Правила
личной гигиены. Наиболее распространенные
заболевания, их предупреждение и лечение;
поликлиника, больница и другие учреждения
здравоохранения;
специальности
врачей:
терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.
(изучается по усмотрению учителя). Правила
безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при
обращении с бытовой техникой, острыми
предметами и т. д.). Противопожарная
безопасность. Правила безопасного поведения
соответствующие примеры;
определять названия профессий по характеру деятельности;
узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи;
наблюдать за зимними природными явлениями;
обобщать наблюдения за зимними природными явлениями;
готовить сообщения и выступать с ними.
Обучающиеся научатся:
называть и показывать внешние части тела человека; осознавать
необходимость безопасного и здоров. Образа жизни;
осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни,
соблюдения режима дня;
узнавать дорожные знаки, осознают необходимость соблюдения
правил дорожного движения;
соблюдать правила безопасности;
объяснять опасность бытовых предметов;
избегать опасности на воде и в лесу;
предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с
незнакомцами;
оценивать свои достижения.
5
Общение
7
6
Путешествия
20
на воде. Правило экологической безопасности:
не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы.
Жалящие насекомые. Ориентация в опасных
ситуациях при
контактах с людьми:
незнакомый человек предлагает пойти с ним
покататься на машине, открыть дверь в
квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил
перехода улицы.
Труд и отдых в семье. Внимательные и
заботливые отношения между членами семьи.
Имена и отчества родителей. Школьные
товарищи, друзья, совместные учеба, игры,
отдых.
Взаимоотношения
мальчиков
и
девочек. Правила вежливости (дома, в школе,
на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести
себя за столом. Культура поведения в
общественных местах (кинотеатре, транспорте
и т. д.).
Практическая работа: отработка основных
правил этикета
Горизонт.
Линия горизонта.
Основные
стороны горизонта, их определение по
компасу. Формы земной поверхности: равнины
и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов:
река, озеро, море и др. Части реки (исток,
устье, русло); притоки. Сезонные изменения в
природе: весенние и летние явления. Бережное
отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как
читать карту. Москва — столица России.
Московский
Кремль
и
другие
достопримечательности столицы. Знакомство с
другими городами нашей страны (изучается по
усмотрению учителя). Карта мира. Материки и
океаны. Страны мира.
Обучающиеся научатся:
объяснять, что такое культура общения;
составлять родословное древо своей семьи;
обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя
членами классного коллектива;
использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми;
формулировать правила этикета;
использовать правила поведения в общественных местах.
Обучающиеся научатся:
различать стороны горизонта и обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным
признакам;
различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту
природы;
называть части реки; анализировать схему;
наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями
природы; оценивать воздействие пробуждения природы на
человека;
замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них;
узнают новую информацию о городах России;
находить Москву на карте России; называть основные
достопримечательности столицы;
рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной
Экскурсии: ознакомление с формами земной
поверхности и водоемами родного края;
наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон
горизонта по компасу; освоение основных
приемов чтения карты. Что мы узнали и чему
научились за год.
площади; осознают значение Кремля для жителей России;
находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте
нужную информацию;
находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и
материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её
жителями;
находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей
планеты;
различать физическую и политическую карты мира; показывать на
политической карте мира территорию России;
работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и
растений летом;
оценивать свои достижения.
3 класс
№
1
Название
темы
Как устроен
мир
КолСодержание
во
часов
7
Природа,
ее
разнообразие.
Растения,
животные, грибы, бактерии — царства живой
природы. Связи в природе (между неживой и
живой природой, растениями и животными и т.
д.). Роль природы в жизни людей. Человек —
часть
природы,
разумное
существо.
Внутренний мир человека. Восприятие,
память, мышление, воображение — ступеньки
познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части
общества. Человек — часть общества.
Человечество. Мир глазами эколога. Что такое
окружающая среда. Экология — наука о связях
между живыми существами и окружающей их
средой. Роль экологии в сохранении
природного дома человечества. Воздействие
людей на природу (отрицательное и
положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием
природы, распознавание природных объектов с
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
отличать предметы живой природы от неживой природы;
классифицировать объекты живой природы;
находить взаимосвязи в природе;
отличать человека от других живых существ; оценивать богатство
внутреннего мира человека;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
соблюдать правила поведения в мире природы;
определять человека в мире; характеризовать семью, народ,
государство как части общества; сопоставлять формы правления в
государствах мира;
устанавливать взаимосвязь между живыми существами и
окружающей средой, взаимодействии человека с природой;
устанавливать причинно-следственные связи между поведением
людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;
различать положительное и отрицательное влияние человека на
природу;
сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо
2
Эта
удивительная
природа
19
помощью атласа-определителя, наблюдение
изменений в природе, происходящих под
влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или
кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие
веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение
воздуха для живых организмов. Источники
загрязнения воздуха. Охрана воздуха от
загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния
воды. Круговорот воды в природе. Значение
воды для живых организмов. Источники
загрязнения
воды.
Охрана
воды
от
загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва,
ее
состав.
Живые
существа
почвы.
Представление об образовании почвы и роли
организмов в этом процессе. Значение почвы
для живых организмов. Разрушение почвы в
результате непродуманной хозяйственной
деятельности людей. Охрана почвы. Растения,
их разнообразие. Группы растений (водоросли,
мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды
растений. Дыхание и питание растений.
Размножение и развитие растений. Роль
растений в природе и жизни человека. Влияние
человека на растительный мир. Растения из
Красной книги России. Охрана растений.
Животные,
их
разнообразие.
Группы
животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные,
всеядные животные. Цепи питания. Сеть
питания
и
экологическая
пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль
животных в природе и жизни человека.
Влияние человека на животный мир.
охраняемых территорий.
Обучающиеся научатся:
характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
различать тела и вещества, классифицировать их;
определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты;
различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, объяснять их,
используя знания о частицах;
практическим путем исследовать свойства воды;
рассказывать об использовании в быту воды как растворителя;
формулировать на основе наблюдения вывод о причинах
образования облаков и выпадении дождя;
моделировать круговорот воды;
устанавливать источники загрязнения водоемов, бережному и
экономному отношению к воде.;
определять состав почвы;
обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
классифицировать растения по группам, приводить примеры
различных видов растений;
устанавливать связь солнца, растений и людей;
рассказывать о дыхании и питании растений;
показывать роль растений в поддержании жизни на Земле;
характеризовать условия, необходимые для размножения
растений;
выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
характеризовать стадии развития растений из семени;
характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на
мир растений;
устанавливать взаимосвязи в природе;
правилам поведения в природе;
объяснять экологические знаки;
классифицировать животных по группам, приводить примеры
различных видов животных;
3
Мы и наше
здоровье
10
Животные из Красной книги России. Охрана
животных. Грибы, их разнообразие и строение
(на примере шляпочных грибов). Роль грибов в
природе и жизни человека. Съедобные и
несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России.
Охрана грибов. Представление о круговороте
жизни
и
его
звеньях
(организмыпроизводители,
организмы-потребители,
организмы- разрушители). Роль почвы в
круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала
в продуктах питания; изучение свойств воды,
очистка загрязненной воды с помощью
фильтра; рассматривание плодов и семян
растений,
определение
признаков
их
приспособленности
к
распространению
ветром, животными; распознавание природных
объектов с помощью атласа-определителя.
Организм человека. Органы и системы
органов. Нервная система, ее роль в организме
человека. Органы чувств (зрение, слух,
обоняние, вкус, осязание), их значение и
гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая
помощь при небольших ранениях, ушибах,
ожогах, обморожении. Опорно-двигательная
система, ее роль в организме. Осанка. Значение
физического труда и физкультуры для
развития скелета и укрепления мышц.
Питательные
вещества:
белки,
жиры,
углеводы,
витамины.
Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в
организме. Закаливание воздухом, водой,
солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни.
Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним
классифицировать животных по способу питания; анализировать
схемы цепей питания;
составлять и презентовать «Книгу природы родного края»;
характеризовать животных разных групп по способу размножения;
характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на
мир животных;
работать с атласом-определителем и электронным приложением;
познакомятся с мерами по охране животного мира;
характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в
природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы,
правильно собирать их;
характеризовать
организмыпроизводители,
организмыпотребители и организмы- разрушители.
Обучающиеся научатся:
характеризовать системы органов человека;
показывать расположение внутренних органов на своём теле и
теле собеседника;
измерять рост и вес человека;
самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по
предложенному плану;
формулировать правила гигиены органов чувств;
готовить рассказ об уходе за кожей;
характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; меры первой
помощи при повреждениях кожи;
характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности
организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья
человека, роль физической культуры в поддержании тонуса мышц;
объяснять строение и принципы работы пищеварительной
системы; выполнять правила рационального питания, понимать
необходимость
здорового
образа
жизни
и
соблюдать
соответствующие правила;
объяснять строение и принципы работы дыхательной и
4
Наша
безопасность
8
5
Чему учит
экономика
12
строением кожи; упражнения в оказании
первой помощи при небольших повреждениях
кожи; изучение содержания питательных
веществ
в
различных продуктах (по
информации на упаковках); подсчет ударов
пульса
Как действовать при возникновении пожара в
квартире (доме), при аварии водопровода,
утечке газа. Правила безопасного поведения
пешехода на улице. Безопасность при езде на
велосипеде, автомобиле, в общественном
транспорте. Основные группы дорожных
знаков: предупреждающие, запрещающие,
предписывающие,
информационноуказательные, знаки сервиса. Опасные места в
квартире, доме и его окрестностях: балкон,
подоконник,
лифт,
стройплощадка,
трансформаторная будка, пустырь, проходной
двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме —
источник опасности. Правила поведения в
опасных местах. Гроза — опасное явление
природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать
отравления растениями и грибами. Опасные
животные: змеи и др. Правила безопасности
при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься
от загрязненного воздуха и от загрязненной
воды. Бытовой фильтр для очистки воды. Как
защититься от продуктов питания, содержащих
загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в
окрестностях школы.
Практическая
работа:
знакомство
с
устройством и работой бытового фильтра для
воды.
Потребности людей. Какие потребности
удовлетворяет экономика. Что такое товары и
кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся
измерять пульс;
выполнять правила сохранения и укрепления здоровья.
Обучающиеся научатся:
правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечки
газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска
ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений;
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пешехода,
велосипедиста, пассажира; обсуждать предложенные ситуации,
которые являются потенциально опасными;
различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
работать с разными источниками информации, делать сообщения в
устной и письменной форме;
правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях;
использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на
вопросы, подготовки собственных сообщений;
правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые
растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с
животными;
соблюдать правила экологической безопасности в повседневной
жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой
природой, моделировать их и использовать для объяснения
необходимости бережного отношения к природе.
Обучающиеся научатся:
раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое
6
Путешествия
по городам и
странам
14
услуги. Природные богатства — основа
экономики. Капитал и труд, их значение для
производства товаров и услуг. Физический и
умственный труд. Зависимость успеха труда от
образования и здоровья людей. Полезные
ископаемые, их разнообразие, роль в
экономике. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли
сельского хозяйства. Промышленность и ее
основные
отрасли:
электроэнергетика,
металлургия,
машиностроение,
легкая
промышленность, пищевая промышленность и
др. Роль денег в экономике. Денежные
единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата. Государственный бюджет.
Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что
государство тратит деньги. Семейный бюджет.
Доходы и расходы семьи. Экологические
последствия
хозяйственной
деятельности
людей. Загрязнение моря нефтью как пример
экологической катастрофы. Экологические
прогнозы, их сущность и значение. Построение
безопасной экономики — одна из важнейших
задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и
определение образцов полезных ископаемых;
знакомство с культурными растениями,
составление устного описания рассмотренных
растений;
знакомство
с
современными
российскими монетами.
Города Золотого кольца России — слава и
гордость всей страны. Их прошлое и
настоящее, основные достопримечательности,
охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши
ближайшие соседи. Страны зарубежной
Европы, их многообразие, расположение на
потребности человека, товары и услуги;
раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике,
осознавать роль природных богатств в хозяйственной деятельности
человека, необходимость бережного отношения к природным
богатствам;
различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их
значение в экономике, осознавать значение природных богатств
хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного
отношения к природным богатствам;
сравнивать культурные растения и описывать их по плану,
объяснять, что такое растениеводство, для чего люди им
занимаются;
классифицировать домашних животных, объяснять, что такое
животноводство и для чего люди им занимаются;
различать отрасли, обнаруживать взаимосвязи между ними,
различать продукцию каждой отрасли промышленности;
раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать
значение природных богатств в хозяйственной деятельности
человека, необходимость бережного отношения к природным
богатствам;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы;
объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он
складывается,
осознавать
необходимость
уплаты
налогов
гражданами страны;
объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается,
как ведётся хозяйство семьи.
Обучающиеся научатся:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить
примеры достопримечательностей этих городов, осознавать
необходимость бережного отношения к памятникам истории и
культуры;
находить и показывать на карте города, приводить примеры
достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость
карте,
столицы,
особенности
природы,
культуры,
экономики,
основные
достопримечательности, знаменитые люди
разных стран. Знаменитые места мира:
знакомство с выдающимися памятниками
истории и культуры разных стран (например,
Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и
др.). Бережное отношение к культурному
наследию человечества — долг всего общества
и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте
изучаемых географических объектов.
бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить
примеры
достопримечательностей
разных
стран,
ценить
уважительные, добрососедские отношения между странами и
народами;
рассказывать о стране по физической и политической картам,
дополнять эти сведения информацией из других источников;
научатся ценить памятники истории, архитектуры и культуры,
осознавать необходимость бережного отношения к ним.
4 класс
№
Название
темы
1
Земля и
человечество
КолСодержание
во
часов
9
Мир глазами астронома. Что изучает
астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля – планета Солнечной
системы. Луна – естественный спутник Земли.
Движение Земли в космическом пространстве;
причины смены дня и ночи и времен года.
Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география.
Изображение Земли с помощью глобуса и
географической
карты.
Распределение
солнечного тепла на Земле и его влияние на
живую природу. Мир глазами историка. Что
изучает история. Исторические источники.
Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога.
Представление о современных экологических
проблемах планеты. Охрана окружающей
среды – задача всего человечества.
Практические работы: знакомство с картой
звездного неба; поиск и показ изучаемых
объектов на глобусе и географической карте;
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и
Земли;
сравнивать и различать день и ночь, времена года;
объяснять (характеризовать) движение Земли относительно
Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года;
показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного
неба;
работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой):
показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и
определять географические объекты на физической карте России с
помощью условных знаков;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из
учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии,
справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать
полученные сведения;
характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше
время. Находить примеры работы людей по сохранению природы,
правильные и неправильные формы поведения человека в природе.
2
Природа
России
10
знакомство с историческими картами.
Разнообразие и красота природы России.
Важнейшие
равнины и горы, моря, озера и реки нашей
страны (в
форме путешествия по физической карте
России).
Природные зоны нашей страны: зона
арктических
пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей,
зона
пустынь, субтропики. Карта природных зон
России.
Особенности природы каждой из зон.
Взаимосвязи в
природе, приспособленность организмов к
условиям
обитания в разных природных зонах.
Особенности
хозяйственной деятельности людей, связанные
с
природными
условиями.
Экологические
проблемы
каждой из природных зон, охрана природы,
виды
растений и животных, внесенные в Красную
книгу
России. Необходимость бережного отношения
к природе
в местах отдыха населения. Правила
безопасного
поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и
необходимости его учета в процессе
хозяйственной
деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на
физической карте изучаемых географических
Обучающиеся научатся:
находить и показывать на физической карте территорию России,
её государственную границу, равнины и горы;
моделировать формы земной поверхности из песка, глины или
пластилина;
находить и показывать на физической карте России разные
водоёмы и определять их названия;
сравнивать и различать разные формы водоёмов;
различать физическую карту России и карту природных зон.
Находить на карте природные зоны России и характеризовать их;
устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем
поверхности Земли и широтным расположением природных зон.
Работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами.
Различать широтную и высотную поясность. Находить на карте
природных зон зоны высотной поясности;
описывать климат, особенности растительного и животного мира,
труда и быта людей разных природных зон;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из
учебника и дополнительных источников знаний (словари,
энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и
обсуждать полученные сведения;
объяснять влияние человека на природу изучаемых природных
зон.
3
Родной край
- часть
большой
страны
15
объектов; поиск и показ изучаемых объектов
на
карте
природных
зон
России;
рассматривание
гербарных
экземпляров
растений
различных
природных
зон,
выявление признаков их приспособленности к
условиям жизни.
Наш край на карте Родины. Карта родного
края. Формы земной поверхности в нашем
крае. Изменение поверхности края в
результате деятельности человека. Охрана
поверхности края. Водоемы края, их значение
в природе и жизни человека. Изменение
водоемов в результате деятельности человека.
Охрана водоемов нашего края. Полезные
ископаемые нашего края, их основные
свойства, практическое значение, места и
способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга,
пресного водоема). Разнообразие растений и
животных
различных
сообществ.
Экологические связи в сообществах. Охрана
природных сообществ. Особенности сельского
хозяйства края, связанные с природными
условиями. Растениеводство в нашем крае, его
отрасли
(полеводство,
овощеводство,
плодоводство,
цветоводство).
Сорта
культурных растений. Животноводство в
нашем крае, его отрасли (разведение крупного
и мелкого рогатого скота, свиноводство,
птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и
др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и
животными леса, их распознавание в
природных условиях с помощью атласаопределителя; знакомство с растениями и
животными луга, их распознавание в
природных условиях с помощью атласаопределителя; знакомство с растениями и
Обучающиеся научатся:
осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество,
Отчизна;
находить на карте России родной регион;
характеризовать формы земной поверхности;
характеризовать (в ходе экскурсии и наблюдений) формы земной
поверхности;
характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) водоёмы нашей
местности;
наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных
ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных
ископаемых, различать изученные полезные ископаемые.
Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего
края);
приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их;
оценивать плодородие почв нашего края;
характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом
сообществе растений и животных, влияние человека на природное
сообщество лес;
характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом
сообществе растений и животных, влияние человека на природное
сообщество луг;
характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в
этом сообществе растений и животных, влияние человека на
природное сообщество водоём;
характеризовать отрасли растениеводства;
характеризовать отрасли животноводства;
обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими
членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и
светских праздниках;
находить эти сведения в справочной и дополнительной
4
Страницы
всемирной
истории
5
5
Страницы
истории России
20
животными
пресного
водоема,
их
распознавание в природных условиях с
помощью атласа- определителя. Практические
работы:
знакомство
с
картой
края;
рассматривание
образцов
полезных
ископаемых своего края, определение их
свойств;
рассматривание
гербарных
экземпляров растений различных сообществ,
их распознавание с помощью атласаопределителя; знакомство с культурными
растениями края.
Представление о периодизации истории.
Начало истории человечества: первобытное
общество. Древний мир; древние сооружения –
свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают
христианский
храм,
мусульманская мечеть, замок феодала, дом
крестьянина. Новое время; достижения науки и
техники, объединившие весь мир: пароход,
паровоз, железные дороги, электричество,
телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости
перемен в XX веке. Достижения науки и
техники.
Осознание
человечеством
ответственности за сохранение мира на
планете.
Кто такие славяне. Восточные славяне.
Природные условия жизни восточных славян,
их быт, нравы, верования. Века Древней Руси.
Территория и население Древней Руси.
Княжеская власть. Крещение Руси. Русь –
страна городов. Киев – столица Древней Руси.
Господин
Великий
Новгород.
Первое
свидетельство о Москве. Культура, быт и
нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII–
XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и
Золотая Орда. Оборона северо-западных
рубежей Руси. Князь Александр Невский.
литературе.
Обучающиеся научатся:
пересказывать своими словами текст учебника (о событии,
историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в
классе;
извлекать
необходимую
информацию
из
учебника
и
дополнительных источников знаний (словари, справочники,
энциклопедии, интернет);
показывать места исторических событий на исторической карте;
определять последовательность исторических событий с помощью
«ленты времени»;
подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника,
описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.
Обучающиеся научатся:
пересказывать своими словами текст учебника (о событии,
историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в
классе;
находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие
исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё
мотивированное отношение к историческому деятелю;
извлекать
необходимую
информацию
из
учебника
и
дополнительных источников знаний (словари, справочники,
энциклопедии, интернет);
показывать места исторических событий на исторической карте;
определять последовательность исторических событий с помощью
Московская Русь. Московские князья –
собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Иван Третий. Образование
единого Русского государства. Культура, быт и
нравы страны в XIII–XV веках. Наше
Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и
его правление. Патриотический подвиг Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение
новой царской династии Романовых. Освоение
Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и
нравы страны в XVI–XVII веках. Россия в
XVIII
веке.
Петр
Первый
–
царьпреобразователь. Россия при Екатерине
Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской
славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура,
быт и нравы России в XVIII веке. Россия в XIX
– начале XX века. Отечественная война 1812
года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов.
Царь- освободитель Александр Второй.
Культура, быт и нравы России в XIX – начале
XX века. Россия в XX веке. Участие России в
Первой мировой войне. Николай Второй –
последний император России. Революции 1917
года. Гражданская война. Образование СССР.
Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая
Отечественная война 1941–1945 годов. День
Победы – всенародный праздник. Наша страна
в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск
первого искусственного спутника Земли, полет
в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция
«Мир». Преобразования в России в 90-е годы
XX века. Культура России XX века. Прошлое
родного края. История страны и родного края в
названиях городов, поселков, улиц, в памяти
народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими
достопримечательностями
родного
края
(города, села).
«ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком;
подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника,
описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.
Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники
архитектуры, одежду, вооружение различных эпох;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных
источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде
сообщения, рассказа.
6
Современная
Россия
11
Мы – граждане России. Конституция России –
наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности
гражданина. Права ребенка. Государственная
символика нашей страны (флаг, герб, гимн).
Государственные
праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь,
Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России.
Природа,
хозяйство,
крупные
города,
исторические места, знаменитые люди,
памятники культуры в регионах.
Обучающиеся научатся:
обсуждать особенности Государственного флага России
(последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять
символический смысл основных изображений Государственного
герба России, узнавать его среди других гербов;
знать текст Государственного гимна России, уметь выразительно
декламировать (петь) его;
узнавать по этим признакам российский флаг среди флагов других
стран;
рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях
России на основе данных, полученных из источников массовой
информации;
узнавать исторические памятники, культовые сооружения,
соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.