Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 84
(Приказ № 154-о от «01» сентября 2022г.)
Рабочая программа учебного предмета «Шахматы»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373
- Примерная программа Министерства образования и науки Российской Федерации на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования 2011 г.
Рабочая программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы -школе»
под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические
рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая
функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать
многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковойработы, поднимают ее на новый качественный уровень,
положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них,
кто живет в сельских регионах и обучается в сельской малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас
шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности
ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств:
целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты
более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и
извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных
организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных
соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде
деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление,
способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре,
становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют
на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением. Вначальной школе происходят радикальные изменения: на первый планвыдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из
самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение
их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок,
увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей,
воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы сильны еще и тем,
что существуют для всех!
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от
обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И все это же самое требуется в
шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения
мобилизоваться, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к
сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой
культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой
творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Шахматы –это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся
спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения,
умения производить логические операции);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Шахматы -школе» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объем
учебного времени составляет 135 часов (1 час в неделю: 33 часа в год в 1 классе и по 34 часа в год со 2 по 4 классы).
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программногоматериала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является системадидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса;
- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенкасвоим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрываетсяего взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственныйвыбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьмисобственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основахорганизации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям
шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость
в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов отрепродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапахшахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов
и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.Наиболее эффективно изучение дебютной теории
осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изученияобучающимися (домашние задания для каждого года обучения,
специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.). На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечениесамостоятельности детей в поисках решения
самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитиекоммуникативных способностей, инициативности,
толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровыеупражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматнуюпартию от начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплексметодик направлен на определение уровня усвоения
программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост
личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяютконтролировать и корректировать работу программы на всем
протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решенияпоставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при
выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные
испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогомв форме наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме игровойпрактики;
- итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форметестирования, выполнение тестовых упражнений по определению
уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Оценивание результатов:
Безотметочное обучение. По итогам промежуточной аттестации каждому обучающемуся выставляется зачет.
Особенности содержания программы:
Образовательная программа «Шахматы - школе» разработана на основе авторскойпрограммы И.Г.Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует
данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных
учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392.
Особенность программы в МБОУ СОШ № 84 в том, что на первом году обученияребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся
знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится
изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,
сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специальноорганизованная игровая деятельность детей на уроках, использование
приемаобыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и
заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а
также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень
диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для
учителя.
Учебно-методический комплекс «Шахматы, первый год» состоит из программы«Шахматы, первый год», учебника для первоклассников
«Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», пособия для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».
Программой «Шахматы, первый год» предусматривается 33 занятия (одно занятиев неделю). Учебный курс включает шесть тем: «Шахматная
доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из
начального положения». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем.
Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе
предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что
ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Курс «Шахматы, первый год» разработан в помощь учителямобщеобразовательных школ для внедрения его в первые классы начальной школы.
Но он может быть использован на начальном этапе обучения во вторых классах, а также в системе дошкольного воспитания и обучения (для
организации шахматных в подготовительной к школе группе). Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для
каждой возрастной группы детей. Например, при изучении игровых возможностей ладьи детям шести лет предлагаются более легкие дидактические
задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
Методика, программы и пособия сориентированы и на учителей начальных классов,которые в состоянии освоить изначально и преподавать
малышам основы этой мудрой игры.
Учебник для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы«Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны» подобно другим учебникам для первоклассников содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Самый элементарный
шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения силы и слабости каждой
шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные
положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры
разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон. И все это – без шахматной нотации.
Пособие для учителей начальных классов «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» –серьезное подспорье для педагогов, не умеющих играть в
шахматы, но желающих их освоить и преподавать. В этом пособии впервые в мировой практике приводится не только материал, который должны
усвоить первоклассники, но даются и формы его подачи.Детально излагается методика проведения каждого из 33 программных занятий.
Подробноописывается, как использовать на уроках учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Здесь же
приводятся верные решения (или указывается точный первый ход) большинства учебных положений дидактических заданий и игр из учебника. Перед
изложением методики проведения каждого конкретного занятия объясняется минимальный объем шахматных терминов и сведений, которые
потребуются учителю именно на этом уроке.
Учебно-методический комплект «Шахматы, первый год» позволит оснаститьнеобходимыми материалами педагогов, обучающих шахматным
азам детей 6-10 лет.
Стержень комплекта – программа, учебник для первоклассников и пособие для учителя. Внем реализован сравнительно несложный курс
начального обучения детей, доступный шестилеткам. Его может освоить учитель, незнакомый прежде с азами мудрой игры (что значимо особенно для
сельской школы).
Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат вшколе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок.
В их числе:
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- выявление базисной игры первого этапа обучения: фигура против фигуры;
- использование игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);
- инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;
- применение на уроках нестандартных заданий и игр;
- преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченнымколичеством шахматных фигур;
- разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;
- постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;
- разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютернойобучающей шахматной программы;
- установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматныхдиафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.
Тематика курса «Шахматы, первый год».
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черныеполя. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
Диагонали. Центр шахматной доски.
Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линийшахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматнойдоски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся всешахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь
определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, чтоэто за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют всешахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какаяфигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожидруг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одномувыходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в
сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигурасильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребятрасположить на своих досках другие наборы фигур так,
чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
III. Начальная расстановка фигур.
Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией.
Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры ипостепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли этифигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например:«Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч;
если утверждение верно, то мяч следует поймать.
IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса)
Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Слон. Место слона вначальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и
чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона. Ферзь. Место ферзя в начальном
положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьии слона. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь
– легкая фигура. Конь против ферзя, ладьи, слона. Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король. Место короля в начальном
положении. Ход короля. Взятие. Король против других фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
«Игра на уничтожение»– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахматначинают «работать» на ученика – формируется внутренний
план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенныена шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая
их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматнойдоски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такоймаршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни
разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичьопределенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не науничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное
поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игреобеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть начерную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, нотак, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побитьнезащищенную фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,
пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Рокировка. Длинная икороткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить:стоит ли король под шахом или нет.
«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить:дан ли мат черному королю.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можнорокировать или нет.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинатьшахматную партию. Короткие шахматные партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, ониграет с педагогом следующим образом: на каждый ход
педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
VII. Обобщение.
Повторение основных вопросов курса.
К концу первого года обучения дети должнызнать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение
(начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат,
ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должныуметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами безнарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно
расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Учебный курс «Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы.
Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебникадля второго класса «Шахматы, второй год, или Играем
и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения».
В отличие от материалов первого года обучения, 90% которых представляют собойавторские наработки, тематика второго курса более
традиционна.
Среди заслуживающих внимания авторских инноваций можно выделить:
- занимательное объяснение шахматной нотации;
- использование на занятиях шахматных легенд;
- культивирование игры на фрагментах (3×3, 4×4 и др.) шахматной доски;
- применение диафильмов в учебном процессе;
- разработка оригинальных дидактических игр и заданий;
- преимущественное использование на занятиях позиций с минимальным количеством шахматных фигур;
- инсценирование на уроках дидактических шахматных сказок.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматнойигре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство
с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34 учебных занятия, по одномууроку в неделю. Если на первом году обучения большая
часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации
материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение обучающихсяставить мат.
Учебный курс включает пять тем:
«Краткая история шахмат»,
«Шахматная нотация»,
«Ценность шахматных фигур»,
«Техника матованияодинокого короля»,
«Достижение мата без жертвы материала».
Учебник «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», подобно учебникупервого года обучения, содержит минимум слов и максимум
иллюстративного материала, но более содержательного характера. Шахматный материал закрепляется большим количеством дидактических заданий и
игр.
Как и в учебнике для первоклассников, объяснению нового материала посвящено малостраниц, большая часть учебника отведена закрепляющим
дидактическим играм и заданиям. Эти задания ребята могут решать либо по диаграммам в учебнике, не расставляя фигур на доске, либо на своей
шахматной доске, либо на демонстрационной доске. Поучительные позиции дидактических игр ученики разыгрывают друг с другом или с учителем (в
этом случае педагог проводит импровизированный сеанс одновременной игры).
Много страниц учебника занимают задания на мат в два хода, причем скрупулезноподобраны яркие малофигурные примеры таких заданий.
Чтобы почувствовать красоту и очарование игры в шахматы, ребенок должен твердо усвоить сравнительную силу фигур. Если, например, он не знает,
что ладья сильнее слона (в большинстве позиций), и поэтому, как правило, ладью невыгодно отдавать за слона, то он никогда не ощутит то творческое
волнение, когда обыденное приносится в жертву неординарному, и более сильная фигура идет под удар менее ценной.
Сначала дети должны понять, что преимущества в одну фигуру чаще всего достаточнодля победы и что стремление к материальному перевесу разумная стратегия (при прочих равных условиях). Только затем следует показывать детям эффектные исключения из правил (когда маленький
шахматный отряд одолевает превосходящее войско неприятеля).
Это объясняет структуру учебного курса, в котором дети сначала учатся реализовыватьогромное материальное преимущество (мат ферзем и
ладьей, мат двумя ладьями, мат ферзем, мат ладьей) и получают элементарные навыки согласования взаимодействия своих фигур при постановке мата.
«Шахматы, второй год, или Учусь и учу» –пособие для педагога, в котором подробно изложена методика проведения 33 программных занятий,
приведены необходимые рекомендации по применению на занятиях учебника «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем». В пособии
приводится большинство учебных положений дидактических заданий из учебника с правильными решениями (в учебнике решения не даются). Для
педагогов, знакомых с шахматами только по материалам учебно-методического комплекта «Шахматы, первый год», сделаны необходимые
разъяснения.
Программный материал второго года обучения несколько сложнее, чем материалпервого года, ибо если раньше нужно было просто усвоить
элементарные правила шахматной игры и возможности каждой отдельной фигуры, то теперь и обучающиеся, ипедагог (не игравший прежде в
шахматы) должны почувствовать, как фигурывзаимодействуют между собой при защите, атаке, постановке мата (для этого в учебнике ипособии
приведены простейшие малофигурные положения).
Более сложные примеры дидактических заданий учитель может брать из пособия«Шахматный задачник, второй год обучения», где по темам
сгруппировано более 600шахматных диаграмм, а в конце книги даны их решения.
Как дополнительное пособие к курсам первого и второго года обучения педагог можетиспользовать книгу для совместного чтения родителей и
детей 5-8 лет «Удивительные приключения в Шахматной стране». Программным материалам «Шахматы, первый год» соответствуют главы 1 – 13, а
материалам второго года – главы 14 и 15. Книга эта – переработанное и значительно расширенное издание «Приключений в Шахматной стране» (М.,
1991 г.). В каждой из глав пособия важную роль играют обращения к маленькому слушателю. Для закрепления учебного материала после каждой главы
введена рубрика «Загадки из тетрадки». Цементируют книгу рубрики «Советы родителям» (и педагогам!) и «Странички из дневника». В последних
взрослый читатель узнает о том, как автор на практике претворяет свои идеи в жизни, как преодолеть типичные трудности при обучении основам
древней игры детей 5 – 8 лет.
«Удивительные приключения в Шахматной стране» – книга-сказка. В этой сказочнойстране азы шахматной игры детям помогают постичь
девочка Клеточка, ее друг деловитый Загадай, озорной и веселый Горизонталик, хулиганистый Задира и главный герой – мальчик Юра.
Тематика курса «Шахматы, второй год».
I. Краткая история шахмат.
Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль,диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат.
Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга
и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей,шахматных фигур. Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального положения.Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должныназвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем
задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)
«Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называютгоризонтали.
«Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).
«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить егоцвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на
доску).
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти надемонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот,
кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа
учитель уточняет – ближе или дальше.
«Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).
III. Ценность шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материальногоперевеса. Способы защиты. Игровая практика.
Дидактические игры и игровые задания.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигурасильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребятрасположить на своих досках другие наборы фигур так,
чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения,в которых белые должны достичь материального
перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранитьматериальное равенство.
IV. Техника матования одинокого короля.
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат. Ферзь иладья против короля. Ферзь и король против короля.
Ладья и король против короля. Решение заданий.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат».Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил наодну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короляостанется наименьшее количество полей для отхода.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода вэндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле. Защита от мата. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Решение заданий
на мат в два хода.
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают матв два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
VI. Обобщение.
Повторение материала. Повторение основных вопросов курса. Игра в турнире. Турнирныепартии. Практическая игра.
К концу второго года обучения дети должнызнать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должныуметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
королем и ферзем, королем и ладьей.
Тематика курса «Шахматы, третий год».
Учебно-методический комплект «Шахматы, третий год» состоит из программы«Шахматы, третий год», учебника для 3 класса «Шахматы,
третий год, или Тайны королевской игры», пособия для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу».
Среди наиболее ценных авторских инноваций третьего года можно выделить:
- доступное для третьеклассников объяснение игры в дебюте, подкрепленноенестандартными дидактическими заданиями;
- приведение большого количества трехходовых партий;
- необходимое внимание к методам защиты от детского мата;
- разработка оригинальных дидактических заданий;
- объяснение на уроках только тех эндшпильных
Программой предусматривается 33 учебных занятия, одно занятие в неделю. Наоснове ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют
представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и
максимально ориентированный на развитиеучащихся материал.
Дети приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшомматериальном или позиционном перевесе. И только после
этого дети практикуются в нахождении матовых шахматных комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар (жертвуется одна из
фигур).
Учебный курс включает три большие темы: «Основы дебюта», «Основымиттельшпиля», «Основы эндшпиля».
В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениямик ним, дается вариант поурочного распределения
программного материала, а также список учебников и учебных пособий в помощь обучающим шахматной игре.
Учебник третьего класса «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры»,подобно учебникам первых лет обучения, содержит мало слов и
много иллюстративного материала. Шахматный материал закрепляется большим количеством нестандартных дидактических заданий. Среди них
«Поймай ферзя», «Поставь детский мат», «Выиграй фигуру у «повторюшки»», «Накажи пешкоеда», «Квадрат», «Куда отступить королем?» и др.
Объяснению нового материала в учебнике «Шахматы, третий год, или Тайныкоролевской игры» отводится немного страниц, основная часть
учебника отведена дидактическим заданиям. Эти задания ученики решают либо по диаграммам учебника, либо на своих шахматных досках, либо на
демонстрационной доске. «Шахматы, третий год, или Учусь и учу» –пособие для педагога. В этом пособии детально изложена методика проведения
каждого из 66 программных занятий; приведены необходимые рекомендации по рациональному использованию на уроках учебника «Шахматы, третий
год, или Тайны королевской игры». В пособии приводится много учебных положений дидактических заданий из учебника с правильными решениями
(в учебнике решения не даются). Для учителей, мало знакомых с шахматами, сделаны необходимые разъяснения.
Тематика курса «Шахматы, второй год».
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное
положение. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример
матования одинокого короля. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
ферзя. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте.
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур.
Темпы. Гамбиты. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками
(с исключениями из правила). Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Принципы игры в
дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Правила рокировки. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие
бывают пешки? Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Классификация дебютов. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Как изучать
дебюты. Тренировка в разыгрывании дебюта.
Дидактические задания.
«Мат в один ход».«Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставьдетский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один
ход.
«Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рановведенная в игру фигура противника неизбежно теряется или
проигрывается за более слабую фигуру.
«Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких
видов несколько).
«Выведи фигуру».Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
«Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ходпротивнику, который слепо копирует ваши ходы.
«Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр,позволяющий получить материальное преимущество.
«Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки кпроигрышу материала или мату.
«Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
«Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правилаигры, если рокируют.
«Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
«Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у негообразовались сдвоенные пешки. Понятие о тактике.
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
III. Основы миттельшпиля.
Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в
миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Классическое наследие. «Бессмертная» партия.
«Вечнозеленая» партия.
Дидактические задания.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишнимматериалом.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат втри хода.
IV. Основы эндшпиля.
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона
(простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матованиеслоном и конем (простые случаи).
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и
шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за
собой. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и
пешка против короля. Конь и пешка против короля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания.
«Мат в два хода».Белые начинают и дают мат в два хода.
«Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.
«Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
«Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
«Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.
«Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.
«Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходомотступить королем, чтобы добиться ничьей.
«Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.
V. Обобщение.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
К концу третьего года обучения дети должнызнать:
К концу третьего года обучения дети должныуметь:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
терминыдебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля.
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
На занятиях четвертого года обучения «Шахматы, четвертый год» используютсяобучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного
решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых
дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся
предлагаются задачи для самостоятельного решения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат,
тесты для проверки полученных знаний.
Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные
темы курса «Анализ и оценка позиции», «Шахматные комбинации», «План в шахматах».
Обучающиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся
с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
Обучающиеся овладевают знаниями и навыками на уровне IV – III спортивных разрядов. Принимают участие в соревнованиях различного
уровня.
Тематика курса «Шахматы, четвертый год».
I. Шахматная партия.
Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии. Видыпреимущества в шахматах. Шахматные часы. Рекомендации
по рациональномурасходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции. Практическое занятие.Решение задач.
Дидактические игры и игровые задания.
«Самый слабый пункт». Требуется провестианализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
III. Шахматная комбинация.
Понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Матовые комбинации. Темаотвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема
связки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».
Тема «батареи». Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема перекрытия. Тема освобождения пространства. Тема превращения пешки.
Сочетание тактических приемов. Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на «вечный» шах. Типичные
комбинации в дебюте (более сложные примеры).
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в двахода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичьматериального перевеса.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат втри хода.
IV. Обобщение.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
К концу четвёртого года обучения дети должнызнать:
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит и др.).
правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
К концу четвёртогогода обучения дети должныуметь:
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их
взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить
простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Теория
Количество часов
Практика
Всего часов
1-й год обучения
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
Шахматная доска.
4 ч.
Шахматные фигуры.
Начальная расстановка фигур.
Ходы и взятие фигур.
Цель шахматной партии.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Обобщение.
2 ч.
1 ч.
17 ч.
6 ч.
3 ч.
-
15 – 20 минут
на каждом занятии
1 ч.
4 ч.
2 ч.
1 ч.
17 ч.
6 ч.
3 ч.
1 ч.
2-й год обучения
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Краткая история шахмат.
Шахматная нотация.
Ценность шахматных фигур.
Техника матования одинокого короля.
Достижение безжертвы материала.
Обобщение.
5 ч.
7 ч.
7 ч.
5 ч.
5 ч.
-
20 – 25 минут
на каждом занятии
5 ч.
5 ч.
7 ч.
7 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
3-й год обучения
I.
II.
III.
IV.
V.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Основы дебюта.
Основы миттельшпиля.
Основы эндшпиля.
Обобщение.
I.
II.
III.
IV.
Шахматная партия.
Анализ и оценка позиции.
Шахматная комбинация.
Обобщение.
5 ч.
13 ч.
5 ч.
9 ч.
-
25 – 30 минут
на каждом занятии
3 ч.
4 ч.
24 ч.
-
25 – 30 минут
на каждом занятии
2 ч.
5 ч.
13 ч.
5 ч.
9 ч.
2 ч.
4-й год обучения
3 ч.
3 ч.
4 ч.
24 ч.
3 ч.
Учебно-методическая литература для учителя
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Автор, год издания
Абрамов С.П., Барский В.Л., Москва, ООО
«Дайв», 2015
Агафонов А.В., Казань,1994
Барский В.Л., Москва, ООО «Дайв», 2015
Барский В.Л., Москва, ООО «Дайв», 2015
Конотоп В.А., Конотоп С.В., 2-ое издание,
Москва, 2011
Костров В., Рожков В., Санкт-Петербург, 2001
Костров В., Рожков В., Санкт-Петербург, 2001
Костров В., Рожков В., Москва, 2009
Попова М.В., Манаенков В.Н., Тула, 2002
Попова М.В., Манаенков В.Н., Тула, 2003
Сухин И.Г. Обнинск: духовное возрождение,
2008.
Сухин И.Г. Обнинск: духовное возрождение,
2010
Сухин И.Г. – М.: ООО «Издательство
Астрель», 2004
http://chess.cs.msu.su.
Название пособий
Шахматы, первый год обучения
Вид пособия
Методика проведениязанятий
ШАХ и МАТ. Задачи для начинающих.
Шахматы от новичка к III разряду, 1
Шахматы от новичка к III разряду, 2
Тесты по тактике для начинающих
шахматистов
1000 шахматных задач
1000 шахматных задач
1000 шахматных задач
30 уроков шахматной тактики
30 шахматных уроков
Шахматы, первый год, второй год, третий год
или Учусь и учу
Программа курса «Шахматы - школе» для
начальных классов общеобразовательных
учреждений
Игры для мальчиков № 19. Шахматы. Мат в
один ход
Учебное издание
Учебник шахмат для второгогода обучения
Учебник шахмат для второгогода обучения
Учебник – задачник
Решебник, 1 год
Решебник, 2 год
Решебник, 3 год
II –ая часть пособия дляюных шахматистов
Пособие для начинающихшахматистов
Пособие для учителя
Сборник программ
Учебное издание
Интернет – ресурс
Учебная литература для обучающихся
№
1
2
3
4
5
Автор, год издания
Попова М.В., Манаенков В.Н., Тула, 2002
Попова М.В., Манаенков В.Н., Тула, 2003
Сухин И.Г. - Обнинск: духовное возрождение,
2008.
Сухин И.Г. - Обнинск: духовное возрождение,
2010.
Сухин И.Г. - Обнинск: духовное возрождение,
2008.
Название пособий
30 уроков шахматной тактики
30 шахматных уроков шахматистов
Шахматы или Играем и выигрываем
Вид пособия
II –ая часть пособия для юных шахматистов
Пособие для начинающих
Учебник для начальной школы в 2-х частях
Шахматы, первый год, второй год, третий год
или Играем и выигрываем
Шахматы, второй год, или Играем и
выигрываем
Рабочая тетрадь в 2-х частях
Тетрадь для проверочных работ